16:47

Когда-то


Наверное, двадцатый раз начал слушать совершенно суровую «Цитадель» А.-де-С. Экзюпери. Не смотря на то, что жалуются на то, что мужского персонажа озвучивает женский голос... это не мешает. Проблема в том, что здесь нельзя просто "схватиться за сюжет" и изредка любоваться красивыми словами, оборотами. Книга — одно большущее «рассуждение» (ср. «Опыты» Монтеня), и каждое его предложение словно высечено в граните, каждое слово имеет значение, как в научном тексте. С текстом можно соглашаться, можно спорить в уме, но просто пройти мимо... никак не получается. Снова и снова я рвусь к нему, как ошалевший мотылёк к керосиновой лампе, «сотней солнц» сияющей в древней тьме повседневности.
Иногда тянет разодрать книгу на цитаты, но здесь каждый абзац, почти каждое предложение может служить в этой роли. Поэтому... традиционно, я просто оставлю это здесь. :)

«
     ...Медленными шагами шел я вечером среди людей моего народа, укрывая их своей молчаливой любовью. Я тревожился лишь за тех, кого снедал бесплодный огонь, а значит, и тоска: за поэта, влюбленного в поэзию и не написавшего ни строки, за женщину, влюбленную в любовь и не умеющую выбрать, — она лишена возможности стать собой. И понял: они излечатся, если я подарю им то, что вынудит их выбирать, жертвовать собой и забывать обо всей Вселенной. Любимый цветок — это прежде всего отказ от всех остальных цветов. Иначе он не покажется самым прекрасным. То же самое и с делом, на которое тратишь жизнь. Когда безрассудный упрекает старуху за вышиванье, понуждая ее ткать, — он потворствует небытию, а не созиданию. Я иду по своему раскинутому в пустыне лагерю. Потихоньку, незаметно и не спеша все обретает в нем форму и вызревает, и я чувствую вместе с запахом дыма и пищи аромат молитвы. Временем питаются плод, вышивка и цветок для того, чтобы родиться и быть.
     Подолгу бродил я по лагерю и понял: не добротная пища облагораживает царство — добротные потребности жителей и усердие их в трудах. Не получая, а отдавая, обретаешь благородство. Благородны ремесленники, о которых говорил, они не пожалели себя, трудясь денно и нощно, и получили взамен вечность, избавившись от страха смерти. Благородны воины: пролив кровь, они стали опорой царства и уже не умрут. Но не облагородишься, покупая себе самые прекрасные вещи у лавочников и любуясь всю жизнь только безупречным. Облагораживает творчество. Я видел вырождающиеся народы: они не пишут стихов, они их читают, пока рабы обрабатывают для них землю. Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, -- наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем. Тот, кто не тратит себя, становится пустым местом. Жизнь не принесет ему зрелости. Время для него — струйка песка, истирающая его плоть в прах. ...
»

@темы: мысль изреченная есть баян

Комментарии
12.02.2013 в 17:46

недавно дочитала подобную книжку(Книга — одно большущее «рассуждение»)... читала ее год или полтора даже х) написано хорошо, красиво, мудро, но все же...
12.02.2013 в 22:18

Когда-то
hiddenvinnyp, хм, а что за книга такая суровая? :)
13.02.2013 в 08:53

"бессмертие" Кундеры.
13.02.2013 в 09:10

Когда-то
hiddenvinnyp, хм, что-то слышал. Оно того хоть стоило? :)
13.02.2013 в 19:25

я читала ее с перерывами на месяцы х) так что, в общем картина сложилась сумбурная) но, я думаю, без этого произведения можно прожить))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии