Когда-то
Опять упал самолёт. В почту пришло письмо-петиция: "Давайте установим памятник-мемориал в Пулково".
Да, жалко людей. Особенно, живых.
Но всему миру вечно помнить об одной из десятков "самолётных" трагедий? При миллионах - с автомобилями, и несчётному количеству с пьяными драками, убийствами на почве ревности и т.д.
Можно, конечно, поставить памятник смерти. Но, во-первых, это ещё в средние века (условно говоря) прекрасно реализовали, сделав памятником, в том числе, живых людей. А во-вторых, ...
ну, как бы, не стоит паниковать на тему того, что мы все умрём. Не мы первые. Не мы - последние. Пока что.
Да, жалко людей. Особенно, живых.
Но всему миру вечно помнить об одной из десятков "самолётных" трагедий? При миллионах - с автомобилями, и несчётному количеству с пьяными драками, убийствами на почве ревности и т.д.
Можно, конечно, поставить памятник смерти. Но, во-первых, это ещё в средние века (условно говоря) прекрасно реализовали, сделав памятником, в том числе, живых людей. А во-вторых, ...
ну, как бы, не стоит паниковать на тему того, что мы все умрём. Не мы первые. Не мы - последние. Пока что.
И это бы да в черный ящик.Но я представил себе планету, превращённую в свалку памятников. В место, где осталось только прошлое.
И мне стало ещё хуже, чем от ощущения чужой потери.
Страх смерти - страх потери будущего. Это будущее, которое так и осталось в прошлом, не случилось, не развилось и не родилось чем-то новым.
Память о смерти - это "искусственное" продолжение неслучившегося прошлого, помимо прочего. И напоминание. Стимул. И многое другое.
Но, продолжая прошлое, можно рано или поздно потерять будущее *за лесом прошлого. И даже настоящее.
Я не против венков на деревьях около автомобильной дороги. Но я против тысяч мраморных мемориалов по краям этой же дороги. Грань тонка, но за счёт данной гиперболы весьма уловима.
Heyzer, я об этом тоже подумал. х) Но, думаю, если я буду падать в самолёте (ну или когда, с таким моим изуверским подходом, кто знает эту вашу карму), то всё, что у меня будет в сознании - ужас и пустота, до того ощутимая, что будет покалывать мозг. Пока он будет цел.
Хуже стало? Кто-то твоё место занял?)
Что мы в этом видим? Избирательное прошлое. Люди помнят не то, что было, а то, что предпочитают помнить, по тем или иным причинам. А остальное - забыть. То, что они помнят определяет их отношение к настоящему и будущему, в этом - их "опыт" (ср. "Опыты" Монтеня) и через это прошлое проклёвывается их личное Бытие.
К чему это я? Всё просто. Заставь все дороги мемориальными досками - это будет ещё одно избирательное прошлое, живущее в настоящем. Нечто подобное уже делали в средневековые готических соборах. В том числе в моих любимых - где стены ровным слоем покрыты черепами, костями... и вообще полное мементо мори. И люди в этом жили. Что известно о тех, кто жил в этой атмосфере вечности свершившейся смерти? Кроме того, что они ... были.
Вот именно.
1. Прошлое прекрасно тем - что его уже не будет. Фактически всё наше знание - знание о прошлом. Так что ты, пропагандируя отказ от прошлого - пропагандируешь невежество. Тебе не нравится избирательное прошлое? Так ведь большая часть работы мозга состоит в том, чтобы "отсекать" лишнюю информацию. Не нравиться мемориал? Прошёл мимо, не заметил. Тысячи их вдоль дороги? Проехал, и живешь счастливо. А если ты крутишь носом возле каждой кучки информации, типа ты не согласен с ее существованием, так это снобство или перфекционизм, причём без намека совершенства в себе. С таким же успехом ты можешь говорить березке, что она неправильно растёт.
2. Ты говоришь, что люди помнят не то что было, а то, что предпочитают помнить. А что, то что они предпочитают помнить, его что, не было? Или ты предлагаешь бескомпромиссный выбор: или "записывать" всё до запятой или забыть всё напрочь? Ну если первое, то объект твоего негодования - это шаг вперёд к цели, а если второе, то опять невежество. Знаешь, я когда думаю о твоих словах (а для меня они, поверь, важны), я вспоминаю о таком феномене: "Место, где ничего не происходит". Представь себе массовую застройку, серые здания - всё это очень нужно для людей, всё это делается дёшево - ничего лишнего. В итоге целые микрорайоны, где нет ничего специфического. Вроде город с богатой историей, а какой-нибудь гуляка, вышедший из запоя и прокаруселивший бог знает где, очнулся и не знает в каком он городе. Как показывает практика люди уезжают оттуда при первой возможности. Конечно, вряд ли этот мемориал поставят в таком спальном районе, вопрос в другом - добавит ли этот памятник "интереса" в то место где он будет. Я не знаю ответа.
3. Я вот по долгу службы сталкиваюсь с разными эпохами в том числе в контексте памятников смерти. И знаешь что? Оказывается, что люди по-разному пишут о себе умерших. Оказывается, что эти надписи представляют интерес для науки. Например в истории Рима вообще древнейшая надпись на латинском языке - это надпись на надгробии. Кстати речь о надгробии Сципиона. Нет, не о Публии Корнелии Сципионе Эмилиане... Ну и так далее))) Характерно то, что как и полагается надгробию информации там мало. Ну типа такой-то такой-то был тем-то и занимал такие-то должности, победил таких-то. Вроде бы мало информации, да и зачем она? Но я думаю ты можешь себе представить ценность и коммерческую и научную. Русский вариант таких надписей: "Смиренный грешник Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир". Мало информации? Но не так как кажется. Не вдаваясь в подробности, есть годные научные тексты о культуре этого времени. Сколько находят безвестных могил, имеющих научную и иную ценность и как их определить? Но нет, определяют, тратят время и силы. И совсем "без информации" могил почти не бывает: там орнамент на кувшине, там пряжка, там гвоздик. Все указывает на бытие. Вот, кстати, ты говоришь, о том, что ничего не известно о них, кроме того что они были, а ведь это совсем не мало! Можно даже сказать, что это очень много. Как говорил Хайдеггер (цитирую по памяти): "То что было умереть не может" или так: "То что умерло никогда не рождалось". Люди стремятся сделать свое бытие, сделать себя в контексте "быть" лучше, чем не сделать этого. Вот последний факт. Надпись на одной из могил: "Здесь лежит Суворов".
Любят же люди уходить в крайности и закономерно доказывать их некорректность.
Не стоит путать отказ от прошлого с неустанным напоминанием о каждом событии в нём - во всём, в каждом уголке жизни. Ресурсы человеческого мозга, знаете ли, ограничены. Да, даже у умных людей. Если всё прошлое будет вести себя не как знание, а как реклама и религия - это какое-то неправильное прошлое, которое делает неправильный мёд.
Не нравиться мемориал? Прошёл мимо, не заметил.
Оспадя, Вань, от тебя я "не нравиться" не ожидал.
Суть в том, что "не заметить" того, что повсюду я физически не могу. Это будет жить в моей памяти. Мо-ей. Я не хочу, чтобы и без того ограниченную мою память вливали со всех сторон... это ведь тот же подход, что и у всё более борзеющей рекламы.
А если ты крутишь носом возле каждой кучки информации, типа ты не согласен с ее существованием, так это снобство или перфекционизм, причём без намека совершенства в себе.
Я - не совершенен. Во мне нет даже намёка на совершенство, я на него не претендую. И в мире его я тоже не вижу. Однако, это не повод не стремиться пусть не к совершенству, хотя бы - к лучшему. (Не то, которое враг хорошего).
И как это я могу быть не согласен с существованием информации?
Ты говоришь, что люди помнят не то что было, а то, что предпочитают помнить. А что, то что они предпочитают помнить, его что, не было? Или ты предлагаешь бескомпромиссный выбор: или "записывать" всё до запятой или забыть всё напрочь?
Я, скорее, за запись вообще всего, вне зависимости от полезности. Вряд ли эта бездна инфы будет полезна хотя бы на 5%, но ... по сути, так ведь и происходит. Да и вопрос не в том, что записывать, а что нет. Оно и так записывается. Вопрос касается больше восприятия событий обществом, провоцированное
госдепом х)самой идеей распространения информации о бедах. На чём живут и СМИ, но они тут не причём - они просто используют существующие принципы психологии, культуры общества.Конечно, вряд ли этот мемориал поставят в таком спальном районе, вопрос в другом - добавит ли этот памятник "интереса" в то место где он будет. Я не знаю ответа.
И я.
Я вот по долгу службы сталкиваюсь с разными эпохами в том числе в контексте памятников смерти. И знаешь что? Оказывается, что люди по-разному пишут о себе умерших.
С этим абзацем, пожалуй, не спорю.
Только позволю себе вставить свои пять копеек: сейчас информации об окружающем мире _уже_ генерируется безумное количество. Такое, что оно уже давно перевалило за отметку возможностей любого осознания. Куда больше, чем в скромных строках с надгробий древности. К тому же, я не против надгробий. И надписей на них. Это действительно немало, и тоже интересная часть культуры.
Я против надгробий, живущих в сознании. Не "метких фраз" с надгробий, а...
Ты говоришь, что не можешь не заметить и в тебя вливают какую-то ненужную тебе инфу. А мне кажется что то, что будет жить в твоей памяти как раз важно для тебя. Ты можешь воспроизвести поминутно свой последний день? Я - нет. Значит то, что в моей памяти осталось, то имеет огромное значение. Тебе не нравится, что кто-то, по твоему мнению слишком активно обсуждает трагедию, слишком близко к сердцу принимает "чужое" горе - типа лицемеры (как лепра учит). Так может ты ничем не отличаешься, только со знаком "минус"?
Другое дело, что вопрос действительно интересный, относительно того почему люди придают значение одним событиям и не придают значения похожим. Во-первых, не факт, что не придают значения миллионам "одиночных" смертей. Просто их слишком много, чтобы каждой "придать значение". Так и с ума можно сойти. Но похоже проблема глубже и у меня нет решения. Вспомнился аналогичный случай из истории о Зое Космодемьянской. Вот замучили фрицы девушку и убили. О ней узнали "широкие массы" и принялись мстить тому воинскому подразделению германии - в плен не брали. А чем собственно другие лучше или хуже? Но это не повод говорить о том, что люди какие-то неправильные, я лично тут вообще ничего плохого не вижу. И разобраться почему это происходит, разобраться "без гнева и пристрастия" было бы очень неплохо.
Не вижу в этих словах ни логики, ни обоснованности. Разве что со вторым предложением можно согласиться, в определённых рамках.
А мне кажется что то, что будет жить в твоей памяти как раз важно для тебя.
Тебе не кажется, это так и есть. Это нормальная работа любой памяти, кроме дебилов и савантов.
Значит то, что в моей памяти осталось, то имеет огромное значение.
Не согласен. Не обязательно "огромное". Чаще всего, просто - некоторое значение. Причём, даже не совсем для меня, а для подсознания.
Тебе не нравится, что кто-то, по твоему мнению слишком активно обсуждает трагедию
Обсуждение? Пф, да пожалста, сколько угодно. В конце концов, это не лучше и не хуже, чем обсуждения [вставить почти любую интернет-тему]. Мне не нравится, когда обсасываются любую излишне эмоциональную тему, не вдумываясь в детали, провоцируя только ахи и охи. Кстати, именно поэтому же я недолюбливаю политику в том виде, в котором она есть. В том числе, межгосударственную. Но это - совсем другая тема, которой лучше не касаться.
Речь шла, напомню, о памятниках. Памятниках, памятниках, памятниках. Памятники - больная мозоль для многих, на самом деле. Особенно, советские. х) Это ли не говорит о том, что "упоминания" и "отсылки", отлитые в металл и огранённые в камень, всё-таки, имеют несколько большее значение, чем просто кусок камня, мимо которого все ходят и который ни на кого никак не влияет?
Так может ты ничем не отличаешься, только со знаком "минус"?
Почему именно "минус".
Что не отменяет сказанного.
Другое дело, что вопрос действительно интересный, относительно того почему люди придают значение одним событиям и не придают значения похожим. Во-первых, не факт, что не придают значения миллионам "одиночных" смертей. Просто их слишком много, чтобы каждой "придать значение". Так и с ума можно сойти. Но похоже проблема глубже и у меня нет решения.
Абсолютно согласен.
Вот замучили фрицы девушку и убили. О ней узнали "широкие массы" и принялись мстить тому воинскому подразделению германии - в плен не брали. А чем собственно другие лучше или хуже? Но это не повод говорить о том, что люди какие-то неправильные, я лично тут вообще ничего плохого не вижу.
Это символ, эмоциональный маяк, повод и оправдание в одном флаконе. Символ - это как знамя, штандарт. За них издревле сражаются. За то, чтобы "свои" символы имели значение. За "наше дело - правое". На войне ведь, как правило, не стараются просто "посидеть на территории и уйти". Стараются добиться того, чтобы люди, с отличающимися целями и понятиями, признали "наше" право на то, чтобы делать в какой-то области (тоже, в некотором роде, символ) что заблагорассудится, следовать своим идеям и целям, насаждать свои символы. Ну и/или физически уничтожить тех, кто может против этого возражать.
Памятник - часть "символической атмосферы", грубо говоря. И я не хочу "жить" (ни в малейшей степени) памятью об одной из трагедий, которая не связана с теми символами, что лично для меня имеют значение. Я стараюсь выбирать символы, что можно назвать близкими.
Да, здесь во весь рост стаёт проблема "свободы выбора", вопрос о её теоретической возможности, и т.д. Но это - совсем другая история.
Да, теоретически, я могу никогда не увидеть этот памятник - уж больно огромен информационный океан. Но это уже зависит от. К тому же, я помню о нём, значит, он, в некотором роде, существует. (хех)