Заранее стоит оговорить одну деталь моей речи. Больше для себя, чтобы было проще разобраться в написанном. Суть проста: я имею в виду только то, что говорю. В частном случае - пишу. Если я говорю, что что-то плохо - значит я считаю это плохим. Если я считаю что-то хорошим, то называю это хорошим. Если я награждаю что-либо другими эпитатами, лестными или нет - я только их и имею в виду, безотносительно к "плохому" или "хорошему".
Итак. История - это всегда позор. Позор наций и человечества в целом.
читать дальшеНельзя отрицать наличие выдающихся в лучшую сторону людей и событий. Но от этого история менее позорной не становится - так как фон в целом остаётся одним и тем же. Фон - трёхмерная фотография планеты Земля. На такой фотографии можно было бы разглядеть, что на ней люди по большей части своей занимаются только тем, что определяется природой человека. Подчеркну - природой человека, а не человеком.
Слышу своё несогласие: "Все действия человека определяются его природой, точно так же, как действия падающей воды определяются её природой". И сам себя предостерегаю: "Не путай. Природа человека и природа физического явления - объекты разных порядков сложности. Если даже рассматривать природу человека как физическое явление, оно на 25 и более порядков сложнее, чем природа поведения одной-единственной микрочастицы".
Впрочем, иногда базовые явления микромира проявляются и в макромире, за счёт своей "базовости", то есть, простоты, а значит и своей повышенной вероятности "срабатывания"... Но вернёмся к нашим баранам. Людям.
Я веду к тому, что природа человека - это явление более высокого порядка сложности, чем просто природа его происхождения и поведения. Но так уж, видимо, мы устроены, что всегда стремимся всё упростить и совершаем поступки, которые упрощают жизнь... и безнадёжно её запутывают. Почти всегда у нас есть выбор: сделать что-то нужное или сделать что-то приятное. И мы подобно небезызвестным крысам с педалью, приносящей удовольствие, жмём на неё до самой смерти. Этим занимается каждый. А значит - всё человечество. Всё человечество только и занимается добычей удовольствия для самого себя.
И история разумной жизни вообще - сплошное самоудовлетворение. Встречаются люди, повёрнутые на помощи другим. Они ценятся довольно хорошо, как удобный товар, по крайней мере. Но при этом человечество в целом, как большой организм - обслуживает исключительно сам себя. и при этом процессе не гнушается любых методов. По крайней мере, из тех, что не убивают организм в целом.
Хотя, кто знает, возможно человечество когда-нибудь себя всё-таки погубит. Если не произойдёт качественного скачка развития - например, перехода на другие планеты, мутации в существ, живущих на солнечных батарейках или ещё какой научно-фантастической фигни, наступит конец человеческого света, это более чем очевидно. Но к этому я ещё вернусь. Хотя это и понятно любому.
Как же тогда можно говорить о позоре в истории? Позор - это что-то неприличное, зазорное. А выжить - благое дело. Сделать приятное себе или другим... это особенность вообще всей жизни, в том числе и человеческой цивилизации, которая охотно осознаёт, что такое удовольствие. (Хотя, на самом деле, не осознаёт. Просто знает, в каких случаях оно происходит. Как опять же те крысы, что давили на педаль удовольствия). Почему же я продолжаю твердить, что история - это позор, не смотря на то, что высказываю давнюю точку зрения: "Всё, что естественно - прилично".
Вот почему. Этикет. Люди во время существования на планете всегда и везде обнаруживали (потому и люди) - часто приходится иметь дело не только с "природой", но и с другими людьми. Мало того, чем "выше" развито общество, тем сильнее оно обособляется от природы. И в результате этого, взаимодействие с себе подобными начинает качественно отличаться от взаимодействия с природой. Правила обращения с ней человек постигает с детства. Не трогай огонь - больно. А человеческая среда - "альтернативная природа", нечто противопоставленное ей. Почему именно противопоставленное и как это появилось... я бы ответил, но и так писать много.
Вкратце: при осознании организмом "человечество" существования самого себя, как единого целого, даже отдельными частями, это единое целое стало иметь столько же прав, сколько прав на понятие целостности имеет лес, океан, река... Всё это вместе взятое, как не похожее на целое под названием "люди". Как только появилась противопоставленная природа, появились и правила обращения с этой "альтернативной природой". Появились разнообразные обычаи, ритуалы... религии, как комплекс этих явлений, помноженный на желание дать всему название, связать то, что ни с чем не связывается хоть с чем-то, чтобы была возможность выбирать, что связывать... и так далее.
В конце концов образовались относительно чёткие правила и понятия этикета, превратившись в философию. "Альтернативный мир" в конечном своём развитии породил идеализм. Что породило все ныне существующие государственные строи. И науку. ...
И с одной из точек зрения, "животное начало" человека - позорно. А так как именно, в паре с "идеальным", "альтернативным" началом человека представляет собой генератор образа мыслей, а следовательно и действий человека - любой человек всю свою жизнь делает что-то позорное... А значит и человечество в целом.
На самом деле, я не вижу смысла в существовании жизни. Я признаю что она есть и как её часть, вынужден в ней учавствовать и поддерживать её. И никуда от неё не убегаю. Я ей даже восхищаюсь, как и любой самоподдерживающейся за счёт халявной энергии окружающего пространства, системой, это мне напоминает вечный двигатель. Хотя... халявной энергии не бывает. Просто бывают источники куда большие по размеру, чем жизнь способна "проглотить одним куском". Та же энергия Солнца. Просто смысл существования человечества - именно в существовании. Это намного сложнее, чем можно подумать. И заполнено существенно большим количеством возможностей, чем человек способен придумать. Так же как и с жизнью.
"Альтернативная природа" оправдывает своё существование то одними, то другими понятими... забывая, что все эти понятия, части этой системы, части "альтенративной", природы... "Мнимая её часть", если приблизиться к математике. Впрочем, математика - чуть ли не единственная наука, которая представляет собой инструмент, пригодный для оценки "обычной" природы в рамках альтернативной.
Просто стоит помнить, что мы люди в обоих смыслах. Люди как часть природы и люди как часть человечества... это настолько цинично, насколько не каждый способен понять и настолько возвышенно... редкие поэты умудряются описать эту ступень. И важен ведь не "высокий штиль"...